Неточные совпадения
Пребывание в Петербурге казалось Вронскому еще тем тяжелее, что всё это время он видел в Анне какое-то новое, непонятное для него настроение. То она была как будто влюблена в него, то она становилась холодна, раздражительна и непроницаема. Она чем-то мучалась и что-то скрывала от него и как будто не замечала тех оскорблений, которые отравляли его
жизнь и для нее, с ее тонкостью
понимания, должны были быть еще мучительнее.
Он задрожит от гордости и счастья, когда заметит, как потом искра этого огня светится в ее глазах, как отголосок переданной ей мысли звучит в речи, как мысль эта вошла в ее сознание и
понимание, переработалась у ней в уме и выглядывает из ее слов, не сухая и суровая, а с блеском женской грации, и особенно если какая-нибудь плодотворная капля из всего говоренного, прочитанного, нарисованного опускалась, как жемчужина, на светлое дно ее
жизни.
— Из чего же они бьются: из потехи, что ли, что вот кого-де ни возьмем, а верно и выйдет? А жизни-то и нет ни в чем: нет
понимания ее и сочувствия, нет того, что там у вас называется гуманитетом. Одно самолюбие только. Изображают-то они воров, падших женщин, точно ловят их на улице да отводят в тюрьму. В их рассказе слышны не «невидимые слезы», а один только видимый, грубый смех, злость…
Оттого он как будто пренебрегал даже Ольгой-девицей, любовался только ею, как милым ребенком, подающим большие надежды; шутя, мимоходом, забрасывал ей в жадный и восприимчивый ум новую, смелую мысль, меткое наблюдение над
жизнью и продолжал в ее душе, не думая и не гадая, живое
понимание явлений, верный взгляд, а потом забывал и Ольгу и свои небрежные уроки.
— Для кого-нибудь да берегу, — говорил он задумчиво, как будто глядя вдаль, и продолжал не верить в поэзию страстей, не восхищался их бурными проявлениями и разрушительными следами, а все хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом
понимании и отправлении
жизни.
На лице его можно было прочесть покойную уверенность в себе и
понимание других, выглядывавшие из глаз. «Пожил человек, знает
жизнь и людей», — скажет о нем наблюдатель, и если не отнесет его к разряду особенных, высших натур, то еще менее к разряду натур наивных.
Райский приласкал его и приласкался к нему, сначала ради его одиночества, сосредоточенности, простоты и доброты, потом вдруг открыл в нем страсть, «священный огонь», глубину
понимания до степени ясновидения, строгость мысли, тонкость анализа — относительно древней
жизни.
Жизнь приобретает глубину и значительность лишь при
понимании ее в духе символического реализма.
Духовная сытость, охранение старого, бытовое и внешне-обрядовое
понимание христианства — один образ народной религиозной
жизни.
Мы увидим, что от формального и реального
понимания свободы зависят противоречия свободы в социальной
жизни.
Ракитин удивлялся на их восторженность и обидчиво злился, хотя и мог бы сообразить, что у обоих как раз сошлось все, что могло потрясти их души так, как случается это нечасто в
жизни. Но Ракитин, умевший весьма чувствительно понимать все, что касалось его самого, был очень груб в
понимании чувств и ощущений ближних своих — отчасти по молодой неопытности своей, а отчасти и по великому своему эгоизму.
Жизнь вел я уединенную, словно монах какой; снюхивался с отставными поручиками, удрученными, подобно мне, жаждой знанья, весьма, впрочем, тугими на
понимание и не одаренными даром слова; якшался с тупоумными семействами из Пензы и других хлебородных губерний; таскался по кофейным, читал журналы, по вечерам ходил в театр.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и
понимание познания как акта целостного духа, экзальтация творчества в человеческой
жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Для
понимания моего характера, а значит, и моего чувства
жизни важно понять мое отношение к тому, что называют «счастливыми мгновениями
жизни».
Свободой воли особенно дорожили с точки зрения уголовно-процессуального
понимания человеческой
жизни.
В этом
понимании свободы как долга, бремени, как источника трагизма
жизни мне особенно близок Достоевский.
У меня всегда было символическое
понимание культа и плоти религиозной
жизни и противление тому, что можно назвать наивным реализмом в религии.
Такого
понимания христианства, как религии свободы, такого радикального отрицания авторитета в религиозной
жизни никто еще, кажется, не выражал.
У них было органическое
понимание народной
жизни, органическое
понимание отношения между царем и народом.
То, что Гоголь проповедовал личное нравственное совершенствование и без него не видел возможности достижения лучшей общественной
жизни, может привести к неверному его
пониманию.
Но мы чуткими ребячьими сердцами слышали в его стонах искреннюю душевную боль и, принимая аллегории буквально, были все-таки ближе к истинному
пониманию трагически свихнувшейся
жизни.
Хотя она нисколько не лгала, говоря про то, что вся
жизнь ее заключается в любви к мужу, и хотя она доказывала это всей своей
жизнью, но, по нашему
пониманию, такое беззастенчивое, беспрестанное твержение про свою любовь было отвратительно, и мы стыдились за нее, когда она говорила это при посторонних, еще более, чем когда она делала ошибки во французском языке.
«Имею удовольствие препроводить Вам при сем жития святых и книгу Фомы Кемпийского «О подражании Христу». Читайте все сие со вниманием: тут Вы найдете вехи, поставленные нам на пути к будущей
жизни, о которой Вы теперь болеете Вашей юной душой. Еще посылаю Вам книгу, на русском языке, Сен-Мартена об истине и заблуждениях. Перевод очень верный. Если что будет затруднять Вас в
понимании, спрашивайте меня. Может быть, при моей душевной готовности помогать Вам, я и сумею растолковать».
То же происходит и с обществами людей при переходе от одного
понимания, а потому и устройства
жизни, к другому. Люди только сначала постепенно и равномерно один за другим воспринимают новую истину внутренним путем и следуют ей в
жизни; при известном же распространении истины она усваивается ими уже не внутренним способом, не равномерно, а сразу, почти невольно.
Он говорит, что заповедь о непротивлении злу насилием значит то самое, что она значит, тоже и о заповеди о клятве; он не отрицает, как это делают другие, значение учения Христа, но, к сожалению, не делает из этого признания тех неизбежных выводов, которые в нашей
жизни сами собой напрашиваются при таком
понимании учения Христа.
Чем дальше жило человечество, тем более и более уяснялся ему смысл христианства, как это не могло и не может быть иначе со всяким учением о
жизни. Последующие поколения исправляли ошибки предшественников и всё более и более приближались к
пониманию истинного его смысла.
Да, хорошо писать заграничному автору, когда там
жизнь бьет ключом, когда он родится на свет уже культурным, когда в самом воздухе висит эта культурная тонкость
понимания, — одним словом, этот заграничный автор несет в себе громадное культурное наследство, а мы рядом с ним нищие, те жалкие нищие, которые прячут в тряпки собранные по грошикам чужие двугривенные.
В этих поездках он мог щеголять своею опытностью, знанием света, тонким
пониманием людей и вообще такими сведениями, каких при обыкновенном течении
жизни ему показать было некому да которых от него в обыкновенное время никто и не спрашивал.
Если читатели не забыли, — мы пришли тогда к тому результату, что Островский обладает глубоким
пониманием русской
жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны.
Очень поздно в
жизни — и только после многих опытов — научается человек, при виде действительного падения или слабости собрата, сочувствовать ему и помогать ему без тайного самоуслаждения собственною добродетелью и силой, а, напротив, со всяческим смирением и
пониманием естественности, почти неизбежности вины!
Как в первый раз они взглянут на
жизнь навыворот, так уж потом до конца дней своих и не могут достигнуть разумного
понимания своих отношений к миру и к людям.
Формалистам, вечно находящимся в мире отвлеченном, уступка личностью ничего не значит, и потому они через такую уступку ничего не приобретают; они забывают
жизнь и деятельность; лиризм и страстность их удовлетворяются отвлеченным
пониманием, оттого им не стоит ни труда, ни страданий пожертвовать личным благом своим.
В саду было тихо, прохладно, и темные, покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май! Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя
жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная
пониманию слабого, грешного человека. И хотелось почему-то плакать.
Книжная словесность, вынесенная к нам из Византии, старалась, конечно, внести в народ свои идеи, но, как чуждая народной
жизни, она могла только по-своему искажать то, что было живого в народе, и не в состоянии была, ни проникнуться истинными его нуждами, ни спуститься до степени его
понимания.
Что бы и кто бы ни встретился по дороге: хохол в широких белых шароварах, лениво идущий рядом с парой сивых круторогих волов, придорожная корчма, еврейская «балагула», бархатное поле, распаханное под озими, — все вызывает его пытливые вопросы и замечания, дышащие то глубоким, почти философским
пониманием простой обыденной
жизни, то резким сарказмом, то неудержимым потоком веселья…
С ними нельзя толковать о высших и благороднейших истинах, они тупо отказываются от
понимания всего, в чем не видят материального барыша для своей
жизни.
Души моей он не знал, а весь внешний распорядок моей
жизни возмущал его, ибо не вкладывался в его
понимание. В гимназии я хорошо учился, и это его огорчало. Когда приходили гости — адвокаты, литераторы и художники, — он тыкал в меня пальцем и говорил...
Но только чтение самой повести может дать понятие о том чутье к тончайшим поэтическим оттенкам
жизни, о том остром психическом анализе, о том глубоком
понимании невидимых струй и течений общественной мысли, о том дружелюбном и вместе смелом отношении к действительности, которые составляют отличительные черты таланта г. Тургенева.
В нем видим мы глубокое внимание и живое сочувствие, в нем находим мы широкое
понимание той
жизни, на которую смотрят так легко и которую понимают так узко и убого многие из образованнейших наших экономистов, славянистов, юристов, [либералов,] нувеллистов и пр. и пр.
И все-таки в городе я живу
жизнью чистого интеллигента, работая только мозгом. Первое время я пытаюсь против этого бороться, — упражняюсь гирями, делаю гимнастику, совершаю пешие прогулки; но терпения хватает очень ненадолго, до того все это бессмысленно и скучно… И если в будущем физический труд будет находить себе применение только в спорте, лаун-теннисе, гимнастике и т. п., то перед скукою такого «труда» окажутся бессильными все увещания медицины и все
понимание самих людей.
Ни один соблазн не удерживает людей так долго в своей власти, не отдаляет так людей от
понимания смысла человеческой
жизни и ее истинного блага, как забота о славе, об одобрении, уважении, похвале людской.
Если воплощение души есть зло или некое метафизическое faux pas [Промах, оплошность (фр.).], случайность, то в результате его даже в благоприятном случае, хотя и не получается для души ничего дурного, но и ничего положительного [Впрочем, в этом отношении суждения Плотина не всегда согласуются между собой: несмотря на то, что
жизнь воплощенной души есть зло, она проходит в ней род практических упражнений в добродетели, учится, и это
понимание земной
жизни роднит Плотина с… теософией.
Наше
понимание объективного времени будет существенно различаться в зависимости, напр., от того, принимаем ли мы учение о перевоплощении душ, т. е. о неоднократном повторении
жизни одних и тех же существ, или нет; далее, видим ли мы мистический центр мировой истории в событии боговошющения или в чем-либо другом.
Но Мария, хотя и «сердце Церкви», еще не есть сама Церковь, которая в самобытном своем существе таинственно и прикровенно изображается в Песни Песней [Мистическое
понимание Песни Песней, по которому в ней изображается
жизнь Церкви, стало обычным у христианских писателей.
Кое-что, значит, Наташа способна понимать в Пьере, и притом так понимать, что и ему самому она дает этим нечто новое. И
понимание это не только не исчезает в брачной их
жизни, а, напротив, растет и углубляется.
Если в
понимании человека прав Толстой, то дело, действительно, просто: нужно только вызвать на свет ту силу
жизни, которая бесчисленными ключами бьет в недрах человечества.
Но врагам
жизни невыгодно такое
понимание зла.
Человеческое достоинство есть освобождение от рабства, освобождение и от рабьего
понимания религиозной
жизни и отношений между человеком и Богом.
Вопрос об общении человека с космической
жизнью находится вне этого
понимания природы, как объективации.
Спиритуализированное
понимание органичности общества идеализирует закономерность общественной
жизни, как духовную основу общества.